Кризис туроператоров грозит банкротством авиаперевозчикам
По мнению экспертов одним из последствий кризиса в туристической отрасли может стать финансовый крах ряда авииакомпаний.
Предварительные прогнозы выглядят неутешительными: только к концу октября ожидается банкротство весьма значительного для рынка количества компаний (не менее 10).
Основной причиной в условиях значительного падения спроса на туры в европейские страны по-прежнему являются проблемы в экономической сфере. Туроператоры и туристы уже сейчас должны, по мнению экспертов, обращать внимание на появляющуюся информацию об авиаперевозчиках.
Пожелавший скрыть свое имя эксперт отметил, что авиакомпании финансово пострадали от туроператоров, поэтому из-за упущенной выгоды в счет турфирмам они ставят долги, которых вообще могло не быть, ведь убыток, и не маленький, необходимо компенсировать любым способом. Дело также в том, что многие авиакомпании по праву считали туроператоров своими самыми крупными заказчиками, т.к. процент осуществления чартеров в последнее время оставался стабильно большим. Когда же произошел ряд последних банкротств, многие авиакомпании лишились значительной доли пассажиров.
На перевозке также сказывается и общее падение спроса по выездным направлениям, особенно маршрутам в европейские страны. Упавший курс национальной валюты и введенные против России санкции так же, как и в случае с турфирмами, сказались на авиакомпаниях. Не стало глубины продаж авиабилетов, и заметно снизился спрос. Кстати, европейские авиакомпании, связанные с российским рынком, точно так же отмечают 20-30-процентный спад потока пассажиров. Сейчас отечественные авиаперевозчики сохраняются на плаву благодаря немного выросшему внутреннему рынку, но это лишь временная ситуация. В августе такого роста, к примеру, не было зафиксировано и вовсе, а некоторые авиакомпании даже отмечают спад.
Авиаперевозчики сталкиваются также и с новыми сложностями в и так непростой ситуации. Ранее финансовые проблемы подобного плана можно было устранить овердрафтами и кредитованием. Однако сейчас, в связи с введенными против российских банков санкциями, возможности по таким финансовым решениям значительно уменьшились. Более того, почти все отечественные компании используют западные самолеты, и это ведет к серьезным вынужденным затратам за лизинг. Недавняя ситуация с «Добролетом» продемонстрировала реальные «шансы» обанкротиться для компаний, пользующихся услугами лизинга. В глазах кредиторов в складывающихся обстоятельствах авиарынок серьезно теряет свою надежность, отсюда возникают сложности в оформлении новых кредитов.
Эксперты прогнозируют, что, несмотря на то, что авиаперевозчики в спешном порядке стремятся собрать с туристического бизнеса денежные средства, отсрочки в платежах по долговым обязательствам они не получат. Так, буквально на следующей неделе вплоть до конца октября банкротства авиакомпаний должны сменить крах турфирм, и касаться это будет вовсе не одного перевозчика. Туристам и турфирмам советуют быть бдительными и внимательнее относиться к появляющейся информации о сомнительном положении дел у перевозчиков, хотя ясно и то, что не каждый сигнал может быть реальным сигналом бедствия.
Первая заявившая о введении антикризисных мер авиакомпаниая - «Ютэйр» - официально сообщила о введении подобных мер этой осенью. Так, были сделаны следующие шаги: управленческий персонал будет сокращен на 30%, несколько представительств компании ликвидируют, будут проведены сокращения и в технологическом секторе. Возможно, речь в будущем пойдет и об оптимизации программ полетов.
Оптимизироваться, скорее всего, придется «Оренбургским Авиалиниям», ведь одно только банкротство «Лабиринта» исключило региональных пассажиров из клиентского списка компании. Кроме того, доверие туристов и рынка в целом в последнее время снизилось довольно сильно. Об этом свидетельствует статистика покупки билетов компании: летать ее рейсами туристы уже не хотят. Такой остаточный эффект недоверия авиалиниям придется преодолевать еще очень долгое время.
Как руководитель Департамента ЖКХ мэрии Москвы агатировал жителей за экологичность полигона «Малинки» (видео)