Конечная: Украина готова отменить поезда в Россию
Почему отмена поездов не удержит украинцев от поездок в Россию
Украина готова полностью прервать железнодорожное сообщение с Россией. Соответствующее заявление в эфире телеканала «112 Украина» сделал украинский министр инфраструктуры Владимир Омелян. При этом чиновник оговорился, что основное слово в этом вопросе остается за Укрзализныцей («Украинскими железными дорогами» — «Газета.Ru»). «Вопрос о железнодорожном сообщении с Россией в первую очередь рассматривается сейчас Укрзализныцей. Думаю, об окончательном решении мы сможем сообщить в 2018 году», — отметил министр.
Чиновник добавил, что в вопросе о прекращении железнодорожного сообщения с РФ есть две составляющие: грузовая и пассажирская. «Из пассажирского у нас есть единственный российский поезд, курсирующий по направлению «Кишинев-Москва», и несколько украинских, следующих на Москву», — сказал Омелян. Он уточнил, что окончательное решение будет принято после проведения Укрзализныцей соответствующего анализа.
Омелян отметил, что Киев не ожидает серьезного экономического ущерба из-за отказа от железнодорожного сообщения с Москвой — после прекращения авиасообщения между двумя странами «небо на голову не упало».
Осенью 2015 года Киев полностью прервал авиасообщение с Москвой и другими российскими городами. В ответ РФ пошла на зеркальные меры, и в результате улететь ни на, ни в Украину из России теперь невозможно. До этого, по данным на 2013 год, между Украиной и РФ выполнялось в среднем 100-125 авиарейсов в неделю, причем около 70% пассажиров составляли именно украинцы.
В мае нынешнего года Киев уже угрожал отказаться от железнодорожных перевозок людей и товаров в Россию и из нее. Тогда украинские СМИ утверждали, что уже с первого мая поезда в Россию могут перестать ходить. Впрочем, дальше угроз тогда дело не двинулось.
С 2014 года после референдума в Крыму и начала вооруженного конфликта в Донбассе российская сторона перестала формировать поезда, которые напрямую следуют на украинскую территорию. Сейчас между странами ходит несколько прямых поездов. Так, состав Москва — Киев отходит от Киевского вокзала ежедневно. Каждый день ходит и состав из российской столицы во второй по величине украинский город Харьков. Несколько реже — раз в три дня — ходят поезда в Киев и Харьков из Санкт-Петербурга. Можно уехать на поезде и напрямую из Москвы в Одессу. Однако все эти составы отправляются с украинской территории.
Если все поезда между странами перестанут ходить, то жителям этих государств станет сложно ездить в гости друг к другу. Но не невозможно: они смогут купить билет на автобус, который ежедневно отходит от московской станции метро «Теплый стан» в украинские Черновцы, Николаев и Винницу. А с Киевского вокзала Москвы отправляются автобусные рейсы прямо до украинской столицы. Цена на автобусный билет составляет от 1,2 до 1,7 тыс. рублей, что значительно дешевле средней цены на железнодорожный билет, за который придется выложить минимум 3,5 тыс. рублей. Однако при поездке на автобусе пассажиру придется почти все время сидеть, что, конечно, неудобно и может плохо сказываться на здоровье. Еще одним способом путешествия остается автомобиль.
По информации РЖД, число россиян, которые воспользовались поездами для путешествия на Украину, в последнее время падает.
«Всеми поездами в сообщении с Украиной за первое полугодие 2017 года перевезено на 13% меньше, чем за первое полугодие 2016 года», — сообщили «Газете.Ru» в Федеральной пассажирской компании (ФПК, принадлежит РЖД).
В то же время председатель Государственной пограничной службы Украины Петр Цикигал в конце октября нынешнего года заявил, что, по его данным, общее число граждан Украины, которые по каким-то причинам поехали в Россию, растет. «В 2017 году зафиксировано увеличение пассажиропотока в Россию. За этот год в РФ выезжали 5,7 млн украинцев, что уже больше прошлогоднего показателя на 1,6 млн человек», — приводит Цикигала издание «Українські Новини». «При этом в обратную сторону (граждане РФ из России — «Газета.Ru») в 2016 году приехали 1,5 млн человек. А в этом году на Украину приезжали около 1,4 млн россиян», — отметил Цикигал.
О росте числа украинских гостей, приезжающих в Россию, в конце октября нынешнего года сообщил журналистам и заместитель начальника главного управления по вопросам миграции МВД России Андрей Краюшкин на заседании комитета Госдумы по безопасности. По его словам, всего в настоящий момент в России находится порядка 10 млн иностранных граждан. «Наибольшую долю въехавших мигрантов составили граждане Украины, на сегодняшний день — где-то 19,4%, на втором месте Узбекистан — 14,2%, на третьем — Казахстан — 9,9%», — отметил он.
Причем, как заявляют в миграционной службе МВД, значительная часть приехавших в РФ украинских граждан планирует здесь задержаться на какое-то время.
Так, в январе 2017 года глава ведомства Ольга Кириллова также уточнила, что с начала 2014 года «для определения своего правового положения обратились более 2 млн граждан Украины, из них за временным убежищем — более 442 тыс., за разрешением на временное проживание — 411 тыс.». Что касается трудоустройства мигрантов с Украины, то, по словам Кирилловой, более 670 тыс. из них получили патенты а работу, а 175 тыс. — разрешения на работу. Она добавила что, кроме того, более 230 тысяч украинских граждан сделали заявки на участие в российской государственной программе по добровольному переселению соотечественников в Россию. «Еще порядка 175 тысяч человек изъявили желание приобрести гражданство РФ», — заявила тогда Кириллова. Украинские власти с 2018 года выводят биометрические паспорта для своих граждан, что может осложнить их регулярные поездки в Россию.
При этом далеко не все украинцы, которые пробрались в российское государство после закрытия воздушного сообщения между Москвой и Киевом, сделали это с помощью железнодорожного транспорта. Некоторые приехали на автомобиле или автобусе, а некоторые воспользовались и самолетом. Правда, для этого им пришлось сделать пересадку: ведь никто не мешает жителям Украины приехать в Минск или Кишинев и уже в аэропорту этих городов взять авиабилет до какого-либо российского населенного пункта.
О подобном развитии событий косвенно свидетельствует и статистика. Например, в ноябре 2017 года международный аэропорт «Киев» (Жуляны) обслужил на 24,1% больше рейсов, чем за ноябрь 2016 года, из них международных рейсов — 16 тыс., внутренних — 3,5 тыс. рейса. Наиболее популярные международные направления в январь-октябре 2017 года — Минск (Белоруссия), Дубай (ОАЭ), Будапешт (Венгрия), Анталья (Турция). Можно предположить, что часть рейсов через Минск были транзитными в Россию, поскольку авиасообщение между российским и белорусским государством осуществляется регулярно и без помех.
Серьезным и неприятным сюрпризом отмена поездов между Россией и Украиной может оказаться для жителей Приднестровья. Сегодня напрямую с Россией их связывает поезд «Содружество», который в силу географических особенностей непризнанного государства ходит как раз по украинской территории.
Кроме того, идут по ней и поезда Москва — Кишинев, так что для граждан Молдавии тоже ничего хорошего возможная отмена железнодорожных перевозок между Москвой и Киевом не сулит. Однако молдаване могут воспользоваться самолетом, рейсы Москва — Кишинев выполняются регулярно. А вот в Тирасполь российские самолеты не летают, и приднестровцам также придется летать через молдавский аэропорт.
Бизнесмены могут позволить себе пятизвездный круиз или отдых на тропических островах, но выбирают сплав на байдарках и походы по заброшенным тропам. Почему?