USD: 92.5919
EUR: 100.2704

Броня для брони

ФАС запретил навязывать отелям паритет цен
Броня для брони

Гостиницы смогут повысить качество сервиса и снизить тарифы на проживание.

Российские отельеры ликуют: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) запретит агрегатору Booking.com навязывать гостиницам паритет цен, обязывающий гарантировать лучшие условия именно при бронировании через сервис. Отмена ограничений позволит предложить более привлекательные тарифы, свободнее вздохнут другие онлайн-агентства и туроператоры, считают эксперты. Но стоит ли индустрии ожидать грандиозных изменений к лучшему? «Известия» разбирались в ситуации.

Запретить запрещать

ФАС признала компанию Booking.com B.V. нарушившей пункт 3 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции». Как говорится в сообщении ведомства, Booking злоупотребил доминирующим положением на рынке, навязывая российским гостиницам невыгодные условия договоров, в частности необходимость соблюдать паритет цен и условий во всех каналах продаж. Напомним, в договорах отелей с сервисом предусмотрен принцип паритета цен, по которому объекты обязаны предоставлять ему самые низкие цены и не распространять их на другие каналы продаж (кроме своего сайта). В противном случае им грозит блокировка в системе, а это, с учетом высокой доли продаж через Booking, равносильно уходу из бизнеса. В европейских странах еще в 2015 году прошли судебные процессы по оспариванию такого положения. В итоге этот пункт из договора убрали для всех стран — членов Евросоюза.

Дело в отношении Booking в России было возбуждено на основании обращения в январе 2019 года Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

В 2017 году привлечь внимание ФАС к деятельности Booking пытался член Совета Федерации Игорь Фомин, но тогда нарушений со стороны агрегатора не выявили. Однако после обращения «Опоры России», содержавшего детальный анализ деятельности компании и соответствующего международного опыта, регулятор изменил свою позицию.

В конце 2019 года в отношении агрегатора было возбуждено дело о нарушении закона РФ «О защите конкуренции». А 21 декабря текущего года ФАС завершила рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, признав компанию Booking.com B.V. нарушившей закон «О защите конкуренции».

Помимо этого «Опора России» подготовила законопроект, в котором предлагается распространить антимонопольное решение по компании Booking на все агрегаторы.

С небес на землю

Большой победой назвал решение ФАС вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников.

— На рынке должна быть здоровая конкуренция, сейчас Booking занимает монопольное положение на рынке индивидуальных бронирований с объемом более 70%. Он доминирует и злоупотребляет своим положением путем навязывания пунктов о паритете цен, — говорит он.

При этом Кожевников подчеркнул, что «Опора России» не ставит целью закрытие Booking в стране, желая лишь введения сдерживающих мер для доминирующего на рынке сервиса.

— Важно дождаться исполнения предписания ФАС России со стороны Booking. Соответствующий документ укажет, что и в какие сроки необходимо будет сделать сервису, — рассказал Кожевников.

В самой компании Booking.com B.V. пока сообщили лишь, что разочарованы решением российского антимонопольного ведомства. По данным сервиса, его партнеры имеют возможность «абсолютно бесплатно рекламировать свои объекты на Booking».

Расправить крылья

Это «абсолютное лукавство», парирует вице-президент Ассоциации малых отелей Санкт-Петербурга Тамара Буйлова. Сервис берет с отелей комиссию за каждое бронирование от 15% до 35%, тогда как в Европе размер комиссии составляет 10%.

— Решение ФАС очень важно для отельного сегмента. Аппетиты доминантов нужно ограничивать, чтобы дать всем участникам возможность равного доступа. Гостиничный рынок России оздоровится. Гостиницы смогут формировать более гибкую ценовую политику, не ориентируясь на крупные системы бронирования. Также отели в перспективе смогут повысить уровень сервиса, ведь им не придется платить комиссию агрегатору. Безусловно, потребитель от этого только выиграет: ограничения могут привести как к снижению цены, так и к появлению других бонусов для клиентов. При этом речь не идет о гонениях на Booking, всем просто хочется адекватных правил игры, — рассказала Тамара Буйлова.

Да, потребитель только выиграет, поскольку потенциально сможет купить на сайте отеля дешевле, соглашается Леонид Пустов, сооснователь сообщества Travel Startups.

— Действительно, Booking теряет одно из конкурентных преимуществ — гарантию низкой цены. Но не думаю, что это сильно отразится на бизнесе Booking. У компании остается множество других конкурентных преимуществ: самый большой ассортимент объектов размещений, сильный бренд, следовательно, высокий уровень доверия сервису и, безусловно, удобство бронирования, — говорит Пустов.

Елена Золкина, генеральный директор компании «Гранд Тур», между тем назвала решение ФАС выгодным для отелей, но совершенно не привлекательным для туристов.

— Booking зачастую забирал хлеб у отельеров, турагентов и туроператоров. И данное решение в том числе для нас является положительным. Но если оценивать это решение с позиции потребителя, то приятного мало, — говорит Золкина.

Booking обеспечивает самый большой ассортимент отелей на рынке и имеет наиболее технологичную и гибкую систему фильтров. Многих отелей, представленных в системе, нет у других агрегаторов. На сайт гостиницы пойдет не каждый, а некоторых и вовсе нет в интернете. Многие потребители пользуются Booking как справочной системой — подбирают отель на сайте агрегатора, а потом бронируют напрямую.

— Одно из преимуществ Booking — удобный интерфейс, выгодно отличающийся от других платформ. На Booking можно увидеть не только фото отелей, но и отзывы и даже описание нестандартных номеров. Туристам очень удобен этот сервис. Более того, они ему доверяют как авторитетному международному бренду с проверенной годами репутацией, — рассказывает Золкина.

Эксперты обращают внимание, что многие туристы доверяют Booking больше, чем туроператорам, потому что он никогда не «кидает».

— И пандемия это еще раз подтвердила. Напомним, система бронирования отелей возвращала все деньги по невозвратным заявкам, в том числе и по странам, не закрытым из-за коронавируса, чего не смогли сделать большинство туроператоров. Тем самым Booking продемонстрировал клиентам свою лояльность в сложной ситуации, что, конечно, упрочило его репутацию, — рассказал эксперт туристического рынка.

Правде в глаза

Между тем вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов уверен, что решение ФАС не приведет к улучшению сервиса в отелях и по большому счету никак не оздоровит гостиничный рынок. Речь идет лишь о взаимоотношениях между отелями и агрегатором, и решение ФАС — это один из этапов по достижению взаимовыгодного сотрудничества, как, собственно, это произошло ранее в Европе.

— Можно ли говорить о том, что отели станут мегауспешными после отмены паритета? Нет, конечно. Да, у отелей появится больше возможностей маневрировать ценой. Что касается рынка онлайн-агрегаторов, то и тут глобальных изменений не произойдет. Booking — лидер как российского, так и мирового онлайн-бронирования, и пока я не вижу изменений, — рассказал Прасов.

Схожее мнение выражает и Леонид Пустов, сооснователь сообщества Travel Startups.

— Отмена паритета цен в теории поспособствует развитию прямых продаж на сайте отеля. Однако большого эффекта для индустрии, я думаю, ожидать не стоит. Насколько мне известно, некоторые отели и ранее не соблюдали паритет цен, то есть продавали на собственном сайте дешевле, чем на Booking, но это не приводило к расторжению контракта, — говорит Пустов.

С другой стороны, паритет цен редко соблюдается самими посредниками. Отель продает свои номера по множеству каналов. Помимо собственного сайта и Booking это другие онлайн-агентства, туроператоры, холсейлеры (посредники-оптовики), которые зачастую получают нетто-цены и перепродают услуги еще кому-то, поэтому паритет цен в этих каналах сложно контролируется, рассказывает Пустов.

Представители туристической розницы отметили, что у Booking много преимуществ, привлекающих как туристов, так и турагентов.

— К тому же для многих отелей главным поставщиком клиентов является именно этот сервис. Поэтому маловероятно, что кому-то удастся сместить агрегатор с вершины гостиничного олимпа, — рассуждает пожелавший сохранить анонимность представитель розничного рынка туристических услуг.

Александра Полянская

Источник

Также в рубрике

Также будет разработан порядок аттестации экскурсоводов и гидов

 0

Телеканал "Москва 24" провел эксперимент, чтобы выяснить, как таксисты обманывают гостей столицы.

 0