На дне реки
Перед началом купального сезона водолазы обследуют дно московских водоемов. Что они там находят?
Начальник отдела организации поисково-спасательных и водолазных работ Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах Владимир Артеменко о подготовке к купальному сезону, работе водолазов, травматизме на пляже и предметах, лежащих на дне водоемов
Владимир Артеменко. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru
— Когда ваш отдел начинает обследовать пляжи и как проходит подготовка к купальному сезону?
— Как правило, водолазные обследования начинаются в третьей декаде апреля. Но в этом году тепло пришло на две недели раньше обычного, и мы приступили к работе в самом начале апреля. Деятельность водолазов МЧС состоит из трех этапов. Мы начинаем с предварительного обследования акваторий. После этого проводится капитальная чистка водоемов, но не нами, а другими службами. Получив сообщение о том, что дно купальной зоны свободно от мусора, мы проводим повторное обследование и даем оценку экологическому состоянию воды. Проверяем оснащение каждого пляжа, наличие спасательной станции и медпункта. И в заключение, когда зона отдыха признается полностью готовой, последний раз проверяем дно и официально открываем купальный сезон.
— Какова главная цель водолазных работ, проводимых поисково-спасательной службой МЧС?
— В рамках предварительного обследования мы осматриваем лишь часть дна, поскольку полная очистка — дело очень длительное. Наша задача — приехать и выявить, какие безобразия творятся на дне водоема. Проверка проводится в присутствии балансодержателя данного водного объекта. Например, сегодня мы чистим Большой Садовый пруд, который находится на балансе Тимирязевской академии. В присутствии представителей университета мы доставляем мусор на берег. Показываем, что зона отдыха с пляжем не соответствует критериям безопасности. Составляем акт. Представители балансодержателя расписываются. Теперь учебное заведение должно заключить договор с организацией, которая будет выполнять капитальную водолазную очистку участка. Все это делается для того, чтобы летом отдыхающие чувствовали себя комфортно.
— Что вы находите под водой в ходе водолазных работ? Попадаются ли драгоценности, встречается ли утопленное оружие?
— Ни кладов, ни оружия мы пока не находили, хотя неожиданные предметы встречаются постоянно. Однажды под водой мы обнаружили заведенный капкан. При очистке Большого Садового пруда попалась крестовина из сваренных металлических уголков — видимо, от новогодней елки. Поднимали на поверхность газовые плиты, отрезки всевозможных труб, крестьянские косы, стеклянные предметы. Но чаще всего мы находим пешню — железный ломик, которым рыбаки делают лунку во льду. Любитель зимней рыбалки стукнул по льду несколько раз — лом выскочил из замерзших рук и ушел под воду. Кроме того, мы вынимаем куски рыбацких сетей, мотки лески с крючками, целлофановые пакеты. И в последнее время видим на дне разнообразную пластиковую тару. Дело в том, что многие «гости столицы», приехавшие из южных стран СНГ, впервые в жизни окунаются в водоемы. Часто они не умеют плавать и обвязываются для безопасности пустыми баклажками, а потом кидают их в воду.
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru
— Какие случаи травматизма типичны для купального сезона?
— Самые типичные травмы — порез ноги или ступни, вывих и перелом. Нога купальщика попала в яму, а там какая-то труба или кусок железобетона. Человек спотыкается, хватает воду ртом, начинает захлебываться. Чтобы предотвратить такие случаи, мы и производим очистку дна. Но нет никакой гарантии, что после нашей работы кто-то не бросит на дно бутылку или еще какой-то ненужный предмет. У нас же не все граждане законопослушные.
— Иными словами, даже оборудованная зона для купания может представлять опасность для отдыхающих?
— Я бы ответил философски: опасность все представляет. Вы выходите на улицу, спускаетесь в метро и не задумываетесь о том, что подземка — это зона повышенного риска. Так же и люди, которые приходят купаться, почему-то не чувствуют, что водная стихия — это такая же зона риска. Океанограф Жак Кусто всю жизнь положил, чтобы изучить поведение воды, но так до конца и не смог полностью постичь ее характер. Вода безгранична, как космос. Мало ли что может случиться на пляже. Пришли две женщины, они давно не виделись, увлеклись разговором и забыли про детей. В это время детишки побежали купаться, но не в оборудованную для них купальню, где глубина метр двадцать, а на «дикий» пляж с плохим дном. Это же очень рискованно!
— Каковы условия работы водолаза? Его кто-нибудь страхует? Не мерзнет ли он в холодную погоду, находясь под водой?
— О холоде говорить не приходится, ведь водолаз работает в комбинезоне сухого типа с термобельем. За спиной у него — воздушно-дыхательный аппарат, на руке — глубинометр, помогающий погрузиться только на допустимый уровень. С берега за подводником следит страховочный водолаз с сигнальным концом, готовый в любую минуту броситься на помощь и вытащить на поверхность. Еще один водолаз на берегу постоянно поддерживает телефонную связь с тем, кто в данный момент находится на дне. Честно скажу, на моей памяти не было несчастных случаев во время обследования акваторий. Но нам приходится работать в условиях плохой видимости. В пасмурную погоду, особенно когда со дна поднимается ил, в московских водоемах видно не дальше вытянутой руки. Это ведь не Красное море с прозрачной водой, где все просматривается далеко и можно рыбу рукой потрогать. Сам я в тех местах не был, но могу представить, как там хорошо. Впрочем, меня туда не тянет. Нынешним летом поеду отдыхать в Крым.
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru
— А сколько времени аквалангист может провести под водой?
— Это зависит от объема воздушно-дыхательного аппарата. Водолаз дышит сжатым воздухом, находящимся в емкости. Как правило, мы пользуемся двенадцатилитровым баллоном. Этого хватает, чтобы продержаться под водой в течение часа. Хотя многое зависит и от специфики — какая цель у водолаза, насколько тщательно он исследует дно. Еще очень важен уровень квалификации подводника. Аквалангисту с четвертым разрядом страшновато долгое время находиться на глубине. Но у нас есть водолаз шестого разряда, который обследовал трюмы на затонувшем теплоходе «Булгария». У него опыт больше, а расход воздуха, соответственно, меньше.
— Как собирает мусор водолаз, есть ли у него какие-то специальные приспособления?
— С помощью фонаря водолаз ищет на дне инородные предметы, которые могут повлечь нехорошие последствия. Для очистки дна он берет специальное приспособление — сетку рабицу из мелких ячеек, которую тащит за собой. Иногда даже проходит по дну граблями. После окончательной проверки зона купания огораживается плавучими буйками, а детский лягушатник — деревянным частоколом. Кстати, бывают случаи, когда отдыхающие на дне водоема теряют что-то ценное. Например, девушка во время купания роняет золотое кольцо или цепочку. Она может обратиться к дежурной смене водолазов, чтобы те подъехали, осмотрели дно и помогли найти пропажу.
— Какие еще меры, кроме очистки дна, предпринимаются для обеспечения безопасности отдыхающих в летний период?
— В каждой зоне отдыха с купанием действует своя поисково-спасательная станция. Помимо ведомственных спасательных постов, патрулируют зоны отдыха и спасатели МЧС. Ведется профилактическая работа, устанавливаются щиты с информацией, доводящей до отдыхающих правила поведения на воде. Ходит полиция, проверяет состояние зоны купания. И в будние дни, и в выходные, и в праздники дежурят медики. В жаркую погоду, когда народ сутками отдыхает на пляже, мы патрулируем зоны отдыха и по ночам. В прошлом году в Строгинской пойме и в Серебряном бору люди разбивали палатки и неделями жили там. Утром оттуда уходили на работу, вечером туда возвращались.
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru
— Сколько всего объектов находится под вашим наблюдением?
— Всего у нас одиннадцать зон отдыха с купанием. Сегодня мы проверяем Большой Садовый пруд, затем водолазный отряд едет на пляж «Левобережный», а оттуда — в Beach Club на Химкинское водохранилище — это все Северный округ. Потом будем обследовать Восточный округ — Тропарево, Мещерский пруд и озеро Белое. Далее — Северо-Западный округ: пляжи «Серебряный бор-2» и «Серебряный бор-3». И в конце — Зеленоградский округ: озеро Школьное, Большой городской пруд и озеро Черное. Только не спрашивайте, какой из этих водоемов самый чистый. В каждом из них есть проточная вода, или подводные ключи, значит, все они чисты и пригодны для купания. К 1 июня обследование пляжей в московских зонах отдыха будет закончено. Дождитесь, пока вода хорошенько прогреется, и приходите купаться.
Источник: strana.ru