Граффити – искусство или хулиганство
Кто разрисовывает Москву и окрестности?

Классический живописец пишет картины на холсте, используя кисти, масло и акрил. Уличный художник работает аэрозольным баллончиком с насадкой для разбрызгивания краски. С помощью этого нехитрого приспособления по всему миру раскрашиваются объекты городского пространства. Никто не знает, куда уходят корни современных рисунков-граффити. Может быть, первым райтером был древний человек, выбивший контур буйвола на стене пещеры? Или мастер из античного города Помпеи покрывший фресками фасад общественных бань?
Если верить исследователям стрит-арта, граффити впервые появились в 1970-х годах в неблагополучных районах Нью-Йорка. Написанные на стенах «тэги» с названиями враждующих группировок обозначали принадлежность квартала к той или иной «команде». Постепенно рисунки с именами становились все более красочными, буквы приобретали графическое начертание и объем. С появлением сюжетных реалистических работ стрит-арт стал восприниматься как самостоятельное направление современного искусства. Модные галереи и аукционные дома начали работать с уличными художниками, такими как британский граффитчик Роберт Бэнкс, превративший технику трафарета в свой фирменный стиль. Рисунки Бэнкси — «Балерина в противогазе», «Джоконда с гранатометом» и многие другие — уходят с молотка за десятки и сотни тысяч долларов. 13 марта россияне смогли увидеть одну из работ знаменитого британца. Вечером на стене московского Дома художников появилась 15-метровая проекция картины Бэнкси «Девочка с шаром». Акция в поддержку сирийских детей-беженцев была приурочена к трехлетней годовщине начала войны в Сирии и прошла одновременно в крупнейших городах мира.
В дни крушения Берлинской стены уличные художники из разных стран разрисовали остатки железобетонной громадины, разделявшей послевоенную Германию. Тогда и родилось понятие «легальных» граффити — рисунков, которые можно наносить на стены по официальному разрешению властей. Жители европейских городов убедились в том, что наводящие тоску глухие фасады, коробки гаражей и длинные заборы выглядят нарядней и веселей, если они покрыты яркими картинками. На «легальных» стенах можно рисовать все, кроме сюжетов, связанных с порнографией, пропагандой наркотиков, разжиганием национальной ненависти. В некоторых странах запрещается изображать небо выше уровня пятого этажа — птицы не отличают нарисованные облака от настоящего неба и разбиваются в полете.
Казалось бы, чего проще: получай официальное разрешение — и разрисовывай отведенный тебе кусок общественного пространства. Но запретный плод сладок, и с наступлением темноты непризнанные «бомберы» наносят свои «тэги» на «нелегальные» стены. И ладно бы еще, если только на стены. Ядовитыми аэрозольными струями раскрашиваются железнодорожные вагоны, телефонные будки, гранитные ограды набережных, памятники — объекты, порча которых попадает под статью «вандализм».
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru
В середине 1990-х годов, когда достать краску и насадку-кэпс было проблемой, первые московские граффитчики пользовались гуталином для сапог и заправляли маркеры зеленкой. Сейчас в Москве действует несколько граффити-магазинов, в которых продаются баллончики сотен цветов и оттенков. Каждый год в столице проводятся масштабные граффити-фестивали, охватывающие как центр города, так и отдаленные «спальные» районы. После того, как Московская энергетическая компания предоставила художникам две тысячи отдельно стоящих технических строений, в каждом столичном дворе были разрисованы тепловые пункты и трансформаторные подстанции.
Обычную прогулку по Москве можно превратить в увлекательный культурный квест с поиском самых интересных работ уличного авангарда. Стоит начать с Цветного бульвара, где в прошлом году появилось масштабное произведение с социальным смыслом. Художник Алексей Медной на брандмауэре площадью 200 квадратных метров изобразил тигра, медведя, слона и обезьяну, а внизу вывел актуальную надпись: «За цирк без животных».
Свернув с улицы Садово-Триумфальная в Воротниковский переулок, попадаешь с старейший квартал московского граффити: в проемах и арках встречаются работы культовых граффити-команд «ЗАЧЕМ», «310», «ЧО». Много любопытных арт-объектов разбросано на территории «Винзавода», Центра Artplay и дизайн-завода «Флакон». Урбанистический пейзаж Лосиноостровского района на стыке улиц Изумрудная и Янтарная оживили лучшие граффитчики из России, Голландии, Исландии, Бразилии, США.
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru
На Садовнической улице, между Москвой-рекой и Водоотводным каналом, киевские художники из команды Interesni Kazki создали монументальную работу «Машина времени». С Большого Краснохолмского моста хорошо просматривается картина на фасаде дома, выполненная итальянцем Агостино Якурчи. В Большом Сухаревском переулке аргентинский автор, работающий под псевдонимом Гуаличо, нарисовал композицию, в которой каждый прохожий находит что-то свое: одному видится колокол, другому — медуза, третьему — летающая тарелка. На Саввинской набережной португалец Александро Фарто высек дрелью, зубилом и молотком портрет немецкого писателя Германа Гессе.
В Музее современного искусства на Гоголевском бульваре до 25 мая работает выставка культового художника Павла Петухова (псевдоним — Паша 183), ушедшего из жизни в 2013 году. Благодаря узнаваемому «трафаретному» стилю и применению оптических приемов, лаконичности сюжетов и романтике образов Паша 183 получил признание в России и за рубежом. Его называли «русским Бэнкси», хотя самому Паше не нравился этот ярлык — он не считал свое творчество аналогичным творчеству британского мастера.
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru
Кирилл Лебедев: «Балерина на Большой Дмитровке просто отвратительна!»
Организатор граффити-фестивалей Кирилл Лебедев — о хулиганстве в уличном искусстве, недолгой жизни граффити, выксинском паблик-арте, аляповатой балерине на Большой Дмитровке и человеческих качествах настоящего художника.
Источник: Страна.ру

О причинах, по которым периодически гаснут олимпийские факелы, рассказал сотрудник службы сопровождения олимпийского огня

Пятизвёздочный отельный комплекс Mriya Resort, находящийся под управлением международной сети Rixos Hotels, получил мировое признание как лучший новый курорт Европы.